азвитие речевого дыхания Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Техника выполнения упражнений: • глубокий вдох через нос — продолжительный и плавный выдох через рот • плечи не поднимать • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению •упражнения проводятся ежедневно в течение 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении.
1. «Футбол». Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
2.«Ветряная мельница». Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
3.«Снегопад». Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
4. «Листопад». Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
5. «Бабочка». Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
6. «Кораблик». Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
7. «Одуванчик». Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
8.«Шторм в стакан». Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
9. «Подуем на плечо» Подуем на плечо, подуем на другое. Нам солнце горячо, пекло дневной порою. Подуем мы на грудь и грудь свою остудим. Подуем мы на облака и остановимся пока.
10. Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза.
11. «Заморозим подбородок» - втянуть нижнюю губу подверхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз поподбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
12. «Заморозим ладошку» - растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.
13. Повторить упр. 11, 12 с дополнением: шепотом произносить слогФА на одном усиленном выдохе.
14. «Погреем ладошки» - руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воздухом наладони.
15. Повторить упр. 14 с дополнением: шепотом на одном усиленном выдохе произносить слог ХА.
16.Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О) Ы, И. Последовательность произнесения может меняться. В течение нескольких дней звуки проговариваются вместе со взрослым, под контролем положения артикуляционной позы (губ) в зеркале. В дальнейшем (через неделю, две, месяц...) участие взрослого сводится только к беззвучному показу ребенку артикуляционной позы гласного звука. 17.Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 гласных звуков: а)АУ, УА.АО, ОА,АИ, УИ, ИУ... б) АУИ, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА... 18.Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов: а) ФА-ФА, ХА-ХА... б)ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА... в)ФА-ФА ФА-ФА-ФА ХА-ХА ХА-ХА-ХА 19. Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными: а) ХА-ХО-ХИ, ХО-ХИ-ХА б)ФА-ФО-ФУ-ФЫ (Примечание: звуки X, Ф берутся т. к. они наиболее легкие в произношении и практически) 20. Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить: «у-у-у». Мчится поезд во весь дух (круговые энергичные движения согнутыми в локтях руками) Чух-чух! Чух-чух!Паровоз гудит (остановиться) :У-у-у-у-у-у-у (погудеть). По материалам Internet