МОДЕЛЬ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЩАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НА ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЯХ И ЦЕННОСТЯХ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА С УЧЁТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КЛАСТЕРА
В предлагаемых материалах инновационной модели освещены основные вопросы, отражающие актуальность воспитания подрастающего поколения на исторических, культурных и религиозных ценностях своего народа. Акцентируется внимание на новизну разработанной модели – в реализации идеи объединения всех ресурсов (материальных, человеческих, информационных, экономических и т.д.) в единый воспитательный кластер, способствующий повышению уровню нравственного развития личности обучающегося на православных традициях и ценностях белорусского народа в современном образовательном пространстве.
Данные материалы адресованы руководителям учреждений образования, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, педагогам социальным для изучения и использования в педагогической практике.
ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ:
Теоретические основы. Чтобы грамотно поставить задачи, способствующие повышению уровня нравственного развития личности обучающегося на православных традициях и ценностях белорусского народа, необходимо понять смысл нравственного развития как очеловечение, путь человека к самому себе. Нравственная жизнь человека (и физическая, и психическая) скрывает в своих глубинах возможность развития, проявляющуюся в возникновении нравственных новообразований, усложнении нравственных качеств, которые необходимы для решения более сложных нравственных проблем, постоянно встающих перед мыслящей личностью. Как отмечает А.Г. Асмолов: «Процесс нравственного развития личности один из самых сложных, длительных и трудоемких, порою результаты кажутся незаметными, а в контексте «культуры полезности» затраты, на внешний взгляд, кажутся даже бесполезными».
На первом этапе работы важным является изучение уровней нравственного воспитания: этического уровня, уровня вежливости, воспитанности и собственно нравственный уровень.
Первый этап нравственного воспитания – это в основном воздействие взрослых на ребенка и взаимодействие с ним.
Второй этап – самовоспитание, саморазвитие и самосовершенствование, это сознательное духовное возвышение (восхождение), это стремление к полной реализации всего потенциала личности. Уровень нравственности является вершиной нравственного воспитания и необходимым условием для дальнейшего нравственного самосовершенствования личности.
Достижение данного уровня возможно только при условии целенаправленной, планомерной, заинтересованной, осмысленной работы всех субъектов воспитательного процесса (семьи, школы, социальных институтов и активности самих воспитанников) в образовательном пространстве, рассматриваемом как вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого выступает приращение индивидуальной культуры образующегося.
Личность с высоким уровнем нравственного сознания способна регулировать, корректировать естественные влечения, придавать им человеческий характер; при наличии нравственного сознания бессознательное находится под контролем сознательного, безответственность контролируется ответственностью. Именно ответственность является содержанием нравственного сознания. И она же определяет уровень нравственного сознания. На данном уровне достигается гармония (разумное сочетание) между «внешним» и «внутренним».
В разработке собственной модели нравственного развития обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа можно использовать модель структуры образовательно-воспитательного пространства, разработанную Н.К. Катович. В центре модели находится ценностно-смысловое ядро, основу которого составляет личность школьника.
Второй уровень модели составляет само образовательно-воспитательное пространство. «Резонансные точки» распределены по всему образовательно-воспитательному пространству.
Третий уровень модели — координационно-педагогический компонент, включающий следующие звенья: аналитико-разрабатывающее, экспертное, утверждающее, управления и контроля.
Современное образовательное пространство выступает как фактор социальной стабильности и адаптации личности в многокультурной среде; путь реализации аксиологических императивов; средство удовлетворения образовательных, познавательных и культурных потребностей человека; форма социально-педагогического обеспечения поддержки и безопасности детей и молодежи.
Акцентируется внимание на том, что функциями современного образовательного пространства выступают формирование и развитие у молодежи устойчивых представлений о своих духовно-нравственных корнях, о духовно-нравственных и культурных ценностях своего народа, традициях государственности. И на этой основе формирование представлений о многообразии культур в мире, воспитание позитивного, толерантного отношения к культурным различиям, развитие умений гуманного, продуктивного взаимодействия с представителями других культур, создание условий и механизмов социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи в социуме.
Важным для педагогов будет знакомство с научными трудами Бондыревой С.К., Бочаровой В.Г., Давыдова Ю.С., Загвязинского В.И., где акцентируется внимание на том, что образовательное пространство и социальная среда являются педагогическими факторами и несут огромный образовательный и воспитательный потенциалы, поэтому важно системное взаимодействие социальной среды, школы и пространства.
Нравственное развитие личности обучающегося в современном образовательном пространстве, формирование у учащихся системы духовно-нравственных ценностей и умение с их позиций оценивать свои действия и поступки может обеспечить освоение ими программы факультативных занятий «Основы православной культуры». Здесь не столько происходит усвоение обучающимися системы знаний, сколько формирование у них мотивации поступков, освоение норм поведения, характерных для православной культуры. Обеспечивается формирование мировоззрения учащихся, осознанный выбор ими нравственных ориентиров, правильный отбор критериев оценки мыслей и действий (с позиций добра и зла).
ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ:
В предложенной нами модели выделяются три основных блока, которые помогают успешно создать систему нравственного развития личности в поликультурном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа.
1.Концептуально-целевой блок.
Модель сформирована на основе нескольких концептуальных подходов к изучению проблем нравственного развития личности обучающегося в образовательном пространстве.
Аксиологический подход, который предполагает приоритетное значение ценностей личности и коллектива в процессе образования и воспитания.
Личностно-ориентированный подход подразумевает индивидуализацию и творческую направленность образовательного и воспитательного процесса по повышению уровня нравственного развития личности обучающегося в образовательном пространстве. Организация такого образовательного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».
Деятельностный подход, основным принципом которого является принцип единства сознания и деятельности, предполагает взаимосвязь и взаимозависимость сознания и психики и различных форм предметной деятельности.
Системный подход, при котором образование и воспитание с позиции системного подхода рассматриваются как системы, обладающие определенными структурами, но не сводимыми к сумме конкретных элементов, в них свойства каждого элемента определяются его местом в общей структуре. Основополагающей методологической идеей при этом выступает понимание системы как: 1) целостного образования; 2) совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, обладающей структурой; 3) организованного множества отдельных элементов, объединенных друг с другом и образующих определенного рода целостное единство.
Основные принципы деятельности – развития, непрерывности, преемственности, доступности, самоорганизации, самоуправления.
В модели выделены составляющие процесса нравственного развития, предполагающего усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.
2.Содержательно-деятельностный блок, объединенный единым замыслом комплекс социально-ориентировачных мероприятий, деятельности, направленной на решение основных задач по духовно-нравственному развитию личности в современном образовательном пространстве .
Его новизна состоит в том, что в рамках организации образовательного процесса создаётся региональный социокультурный кластер по взаимодействию учреждения образования с учреждениями дошкольного, среднего специального, дополнительного образования, учреждениями культуры, расположенными в микрорайоне учреждения образования, а также социальными партнёрами по нравственному развитию личности обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа. Объединение ресурсов (интеллектуальных, информационных, кадровых, культурно-досуговых, материально-технических, финансово-экономических) данных учреждений и организаций позволит более эффективно осуществлять процесс нравственного развития обучающихся в образовательном пространстве.
С целью координации деятельности в рамках регионального социокультурного кластера необходимо создать координационный совет, в состав которого войдут руководители заинтересованных в работе по данному направлению учреждений и организаций, а также творческая группа из числа педагогов и работников данных учреждений.
3. Результативно-коррекционный блок
Регулярное и постоянное отслеживание результатов деятельности всех участников создания модели, проведение мониторинга (стартового, промежуточного, итогового) по предложенным ниже критериям позволит достигнуть оптимальных результатов, обеспечить своевременную коррекцию деятельности.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ КАЧЕСТВ (КОМПЕТЕНЦИЙ), ЗАЛОЖЕННЫХ В МОДЕЛИ:
Критерии и показатели нравственного развития личности обучающегося
№ п/п |
Критерии |
Показатели |
1. 2. 3. 4. |
Личностное развитие Воспитанность Когнитивный компонент Поведение |
-потребность личности в дальнейшем нравственном самосовершенствовании
|
Диагностический инструментарий
а) межличностные отношения детей в группах и классах изучаются с использованием методики Я.Л.Коломинского «Выбор для деятельности» (социометрия) по следующим диагностическим показателям:
- социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений: уровень благополучия взаимоотношений;
коэффициент взаимности;
индекс изолированности
б) диагностика личностного профиля осуществляется по методике «Полярный профиль» (ЭТ Дорофеевой). Диагностические показатели:
- профиль личности;
- индекс оценок личностных черт
в) диагностика эмоционально-психологической атмосферы группы, класса осуществляется по методике А.Лутошкина «Цветопись». Диагностические показатели:
- эмоциональная атмосфера группы;
- эмоциональное состояние личности в группе, классе.
Предполагается использование метода наблюдения за взаимодействием детей с целью определения паттернов миролюбивого и конфликтного поведения; беседы с педагогами и родителями о динамике личностных и поведенческих проявлений детей; беседы с детьми с целью выявления их представлений о гражданственности, патриотизме, моральном поведении.
Критерии и показатели компетентности педагогов в сфере воспитательной работы по повышению уровня нравственного развития личности обучающегося на православных традициях и ценностях белорусского народа в современном образовательном пространстве
Критерии |
Показатели |
Инструментарий |
Профессиональный рост педагога |
- положительная динамика ступеней профессионального роста: умелость, мастерство, творчество, новаторство; - профессиональные и личностные достижения педагогов; - участие в конкурсах и фестивалях педагогического мастерства, социальных проектов и инициатив. Аттестация на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории. |
контент-анализ (анализ содержания материалов опыта экспертной группой), анкеты (самоанализ). |
Уровень педагогической деятельности |
-положительная динамика уровней профессиональной деятельности: адаптивный; локально-моделирующий, системно-моделирующий. |
анкета по самоанализу, анализ результатов деятельности, работы объединений по интересам, интервью, инструментарий фокус-групп |
Обобщение педагогического опыта |
- положительная динамика этапов становления и формирования педагогического опыта (этап адаптации, оптимизации, модернизации, проектирования); система открытых мероприятий по теме опыта; - публикации (как электронные, так и печатные); - представление педагогического опыта в виде индивидуальной педагогической системы профессиональной деятельности; - выступления на семинарах, конференциях, форумах, круглых столах. |
анкеты, интервью, инструментарий фокус-групп, метод экспертных оценок |
Авторские методические продукты |
разработка и выпуск авторских продуктов: методики, программы, технологии, электронные средства, учебно-методические пособия, методические материалы. |
анкеты, метод экспертных оценок |
Продуктивность образовательного процесса |
- положительная динамика сформированности уровня нравственного развития личности обучающегося на православных традициях и ценностях белорусского народа в поликультурном образовательном пространстве; - динамика повышения качества знаний о нравственном развитии, положительного развития мотивов, организаторских, реализующих, оценочных и рефлексивных умений учащихся. |
анкеты, методы диагностики уровней нравственного развития личности учащегося |
Удовлетворенность результатами инновационной деятельности |
степень удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса учреждения образования и его партнеров инновационной деятельностью |
анкеты, интервью |
Рефлексивная педагогическая компетентность |
осуществление цикла рефлексивной деятельности: реконструкция, критика, формирование норм и правил на основе на основе православных традиций и ценностей белорусского народа; отношение к затруднениям и проблемам профессиональной деятельности; повышение уровня креативности и творчества в профессиональной деятельности |
анкеты, интервью, контент-анализ и экспертная оценка материалов педагогического опыта |
Взаимодействие всех участников инновационной деятельности |
|
анкеты, интервью, наблюдения, анализ продуктов деятельности |
Качество управления инновационным процессом |
- рациональное планирование инновационной деятельности; мониторинг, анализ и контроль качества инновационной деятельности; - наличие системы стимулирования педагогов. |
анкеты, интервью, наблюдения, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок |
Критерии и показатели вовлеченности родителей в инновационную деятельность
Критерии |
Показатели |
Инструментарий |
Участие в образовательном процессе |
Участие в социальных проектах и инициативах, поддержка реализации программы факультативного курса «Основы православной культуры». |
Анкеты, интервью, наблюдения. |
Удовлетворенность результатами инновационной деятельности |
Степень удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса учреждения образования и его партнеров инновационной деятельностью |
Анкеты, интервью |
Рефлексивная родительская компетентность |
Осуществление цикла рефлексивной деятельности: реконструкция, критика, формирование норм и правил на основе православных традиций и ценностей белорусского народа; отношение к затруднениям и проблемам воспитательной деятельности; Повышение уровня креативности и творчества в собственной деятельности |
Анкеты, интервью, контент-анализ уровня креативности и творчества. |
Взаимодействие всех участников инновационной деятельности |
|
анкеты, интервью, наблюдения. |
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ В РАМКАХ ДАННОЙ МОДЕЛИ:
Работа с педагогами
Задачами, стоящими перед педагогом, являются насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием; поиск разнообразных средств и приемов педагогического воздействия на чувства ребенка; использование возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания детей; создание одухотворенного социального пространства жизнедеятельности детей.
Эмоциональная отзывчивость ребенка на православные духовно-нравственные ценности, гуманные отношения, действенное сочувствие окружающим могут рассматриваться как показатели успешности работы класса.
Главным элементом воспитательной деятельности является методическая подготовка педагогов, так как именно они являются теми индукторами, которые передают учащимся информацию, целью которой станет формирование подрастающего поколения как патриотов своего Отечества, нравственно здоровых личностей с ярко выраженной индивидуальностью, имеющей свои особенностями мышления, характера и поведения.
Предлагаем наиболее успешные и значимые формы работы:
- активное использование форм и методов внеклассной деятельности (туристические поездки, участие в проектах, экскурсии культурологической направленности);
- работа творческой группы педагогов-инноваторов;
- проведение с участниками проекта консультаций, семинаров, лекций по проблеме духовно-нравственного воспитания, создания поликультурного пространства;
- введение в воспитательную работу календаря православных праздников с экскурсом в историю православия;
- использование святоотеческого наследия по духовно-нравственному, поликультурному воспитанию, способствующего самоопределению личности в системе нравственных ценностей;
- участие в конкурсах творческих работ, осуществляемых при содействии БПЦ;
- публикации материалов участников инновационного проекта по результатам инновации;
- рассмотрение на заседаниях педагогического совета и методических объединений степени внедрения модели программного обеспечения;
- проведение с участниками проекта лекций, семинаров, консультаций по проблеме духовно-нравственного, формирования культуры семьи обучающихся;
разработка методических и дидактических материалов и рекомендаций для организации работы по духовно-нравственному, поликультурному воспитанию.
Содержание и формы работы с обучающимися:
- изучение произведений русской и белорусской литературы в контексте изучения исторических и культурных ценностей различных народов;
- знакомство с биографией людей, внёсших вклад в развитие дружбы и взаимопонимания между народами;
- участие в творческих конкурсах по проблеме поликультурного воспитания;
- участие в акциях “Доброта спасёт мир»
- деятельность форум-театра «Вместе мы сильнее»;
- организация научных исследований «Толерантность – путь к миру»;
- организация экскурсий «Планета друзей»;
- проведение цикла праздников национальных культур;
- проведение классного часа-ролевой игры «Если бы я был правителем страны»;
- проведение цикла классных часов «Традиции и обряды моей родной Беларуси»;
- проведение акций «Здоровая планета», «Я и мои друзья против вредных привычек», «О спорт, ты дружба и мир»;
- работа интерактивного лектория для старшеклассников «Я и мир вокруг меня»;
- работа по проекту «Дорога к жизни»;
- деятельность клуба для старшеклассников «Свет души»;
- работа в рамках социального проекта «С милосердием в душе»;
- работа факультатива «Основы православной культуры»;
- моделирование ситуации «Мы – люди мира»;
- организация фотовыставки и выставок декоративно-прикладного творчества «Подарок другу»;
- проведение занятий гостиной «Здоровье души и тела»;
- проведение цикла Дней здоровья «Красота физическая и душевная»;
- проведение Дней дружбы и взаимопонимания «Призвание человека на Земле – творить добро»
- цикл литературных встреч «Душа прекрасная ликует»;
- проведение концертов «Все мы из страны Добра»;
- проведение встречи – открытия «Песнь ангелов о дружбе»;
- проведение круглого стола дружбы «Так много хочется сказать тебе, мой дорогой далёкий друг»;
- цикл интерактивных игр «Презентация мира»;
- философский стол «Счастье и смысл жизни»
Содержание и формы взаимодействия учреждения образования и семьи: содружество, сотворчество
Семья играет важную роль в жизни человека любого возраста, значение семьи в развитии его личности первостепенно. Духовно-нравственными ценностями, усвоенными в детстве в семье, человек затем руководствуется в своей взрослой жизни.
Необходимость налаживания тесного взаимодействия педагогов и родителей определяется решающей ролью семьи в формировании нравственных понятий, ценностных нравственных ориентаций и норм поведения ребенка с целью воспитания достойного члена общества
Авторитет родителей, устойчивость их представлений, этических ценностей оказывают не менее сильное воздействие на личность ребенка, чем информационное Интернет-пространство или телевидение. Родители и дети, активно участвуют в деятельности, оценивают эффективность организации обучения и воспитания в рамках кластера, способствуют позитивной коррекции содержания мероприятий и практической деятельности субъектов социально – педагогического партнёрства.
Законные представители учащихся, организуя и принимая участие в тематических вечерах, праздниках, экскурсиях на места работы родителей, паломнических поездках, выставках документов домашнего архива, фотосессиях, в работе семейных клубов содействуют нравственному развитию учащихся, формированию системы ценностных ориентаций, гражданственности, патриотизма, толерантности, чувства собственного достоинства, умения понимать другого и самого себя.
Содержание и формы работы с родителями:
- ознакомление родителей с содержанием инновационного проекта и привлечение родительской общественности к совместной работе по его реализации;
- родительские собрания, конференции, форумы;
- постоянно действующие клубы для родителей: «Мудрые отцы», «Школа любящих родителей», «Свет надежды», работа семейной педагогической гостиной
- участие родителей в мероприятиях проекта: совместное проведение акций, участие в волонтёрском движении, организация походов и экскурсий
- работа в рамках семейного проекта «За мирную жизнь народов сражались наши предки»
- распространение лучшего опыта семейного воспитания в педагогическом учебном заведении;
- организация семейных праздников светского и церковного календаря с привлечением детей и родителей к их проведению;
- работа сообщества учащихся и родителей «Свет милосердия»;
- проведение совместной конференции (педагоги, родители, общественность) «Поликультурное воспитание – путь развития духовно-нравственной культуры»;
- совместные вечерние посиделки «Дружба разных народов – это прекрасно»;
- проведение родительского собрания «Религия – неотъемлемый компонент общечеловеческой и национальной культуры»;
- круглый стол для родителей «Воспитание духовно-нравственной личности – основная цель народной педагогики белорусов»;
- деловая игра «Мы в ответе за светлое будущее детей".
Работа с социумом и партнёрами
Совместные мероприятия учреждения образования с ССУЗ микрорайона эффективно способствуют воспитанию у обучающихся толерантности, уменьшению этноцентризма, воспитанию уважения и доброжелательного отношения к сверстникам любой национальности, формирование способности ценить в себе и других индивидуальность и непохожесть, обусловленную, в том числе, и этническими различиями.
Взаимодействие с учреждениями культуры содействуют поликультурному воспитанию. Для того, чтобы понять музыку и живопись других народов, не нужно знание языка; это – один из первых средств, которым люди могли выразить свои чувства и эмоции. Приобщая детей к музыке и живописи других народов, педагоги обогащают мировосприятие детей, воспитывают коммуникативные навыки, учат пониманию и уважению иных культур и цивилизаций, осознанию необходимости взаимопонимания между людьми и целыми народами. В течение календарного года совместно можно проводить православные праздники, фестивали народной культуры, просветительские беседы, и другие мероприятия. Совместная деятельность детей и взрослых по подготовке и проведению подобных мероприятий способствует решению таких задач, как улучшение взаимопонимания, уважение, взаимопомощь, имеет конечной целью сплачивание населения агрогородка.
Православные приходы, взаимодействующие с учреждением образования, осуществляют просветительскую деятельность среди родителей и педагогов инновационных коллективов, консультируют педагогов по вопросам духовно-нравственных традиций, высказывают рекомендации при разработке методических материалов (воспитательных планов, сценариев и др.), принимают участие в воспитательных мероприятиях).
Посещая занятия факультатива «Основы православной культуры», представители благочиния могут выступать в роли экспертов при проведении деловых игр, интерактивных диалогов по таким вопросам как «Учение как главный труд, нравственный долг учащегося», «Благочестие как условие семейного счастья», «Любовь к ближнему как принцип Христианской морали» и другие. В качестве партнёра Настоятель храма принимает активное участие в дискуссиях, дебатах по таким вопросам как «Почему необходимо стремится к духовной и нравственной высоте?» (9 класс), «Когда любовь на всю жизнь?»(11 класс), «Что значит для каждого из нас понятие любовь к Отечеству»? (10 класс), «Отношение мужа к жене как возвышенный союз» (11 класс).
Совместно благочинием, настоятелями Церквей региона разрабатываются циклы бесед со священнослужителями для учащихся 7 – 9 классов по теме «Поговорим о гармоничном развитии души и тела», где поднимаются вопросы опасности азарта, увлечённости компьютерными играми, опасность праздного времяпрепровождения, вредных привычек как препятствие гармоничному развитию человека. Для воспитанников дошкольных групп разрабатывается цикл проведения игр и театральных постановок «В стране доброты и красоты», где через игру, общение со сказочными персонажами дошкольники формируют в себе понимание основных жизненных ценностей, потребность развития таких качеств как доброта, понимание окружающих, почитание родителей.
АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребёнка в мире // Вопросы психологии, 2002, № 1, С. 3 – 16
2. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 416 с.
3. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: монограф. - М.; Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2004. - 576 с.
4. Бройко. – Минск: Адукацыяi выхаванне, 2007. – 152 с.
5. Гукаленко О.В., Пустовойтов В.Н. Поликультурное образовательное пространство как среда обеспечения социально-педагогической безопасности молодежи // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
6. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. – 270 с.
7. Ильин, И.А. Основы христианской культуры / И. А. Ильин – СПб.: Шпиль, 2004. - 25 с.
8. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С. 9. [электронный ресурс] – Режим доступа. www.zexy-999.ru/item/items23101<cite>.</cite>
9. Мухина, В.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – 4-е изд., стереотип. / В. С. Мухина – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
10. Осипов, А.И. Духовность. Традиция. Патриотизм / А.И. Осипов. – Минск: Молодежное научное общество, 2001. – 100 с.
11. Осипов, А.И. Православие и духовная безопасность / А.И. Осипов. – Минск: БПЦ, 2012. – 224 с.
12. Правовое взаимодействие учреждений образования с религиозными организациями в Республике Беларусь: пособие для руководителей учреждений образования, учителей, воспитателей, студентов / сост. А.В.
13. Финькевич, Л.В., Бройко, А.В. и др. Духовно-нравственное воспитание учащихся на православных традициях белорусского народа: пособие для педагогов / Л.В. Финькевич и др. – Минск: БПЦ, 2015. – 319 с.
– 456 с.
14. Осипов, А.И. Духовность. Традиция. Патриотизм / А.И. Осипов. – Минск: Молодежное научное общество, 2001. – 100 с.
15. Осипов, А.И. Православие и духовная безопасность / А.И. Осипов. – Минск: БПЦ, 2012. – 224 с.
16. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина 4-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
17. Правовое взаимодействие учреждений образования с религиозными организациями в Республике Беларусь: пособие для руководителей учреждений образования, учителей, воспитателей, студентов / сост. А.В.
18. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека (Теоретический и эмпирический анализ ключевых проблем психологии социализации) / С. И. Розум – СПб.: Речь, 2006. – 365 с.
19. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл – М.: Прогресс, 1993. – 363 с.
20. Финькевич, Л.В. Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников в эпоху смены научных парадигм // Дошкольное детство: наука – практике. Материалы международной научно-практической конференции (4-5 апреля 2006). – Могилев: МГУ им. Кулешова, 2006. – С. 25-28
21. Финькевич, Л.В. Формирование духовности личности в процессе социального развития на этапе дошкольного детства // Культурно-психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе: сб. науч. трудов. В 2 ч. – Минск: БГПУ, 2009. – Ч. 1. – С. 146-149
22. Финькевич, Л.В. Мировосприятие детей дошкольного возраста как фактор психологического здоровья личности // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. – Минск: БГПУ, 2013. – C.167-170.
23. Финькевич, Л.В., Бройко, А.В. и др. Духовно-нравственное воспитание учащихся на православных традициях белорусского народа: пособие для педагогов / Л.В. Финькевич и др. – Минск: БПЦ, 2015. – 319 с.
24. Ярославский, Е. М. О религии / Е.О. Ярославский – М.: Госполитиздат,1958. – С. 109 -110.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Зборнік метадычных распрацовак "Праз святую мудрасць да пазнання свету"
2. Фарміраванне духоўна-маральнай культуры навучэнцаў на аснове беларускага фальклору.
3. Конспект интегрированного занятия по интересам «Созидательное творчество – Божий дар»
4. Островок тепла и счастья. Репортаж о жизни дружной, счастливой семьи.
6. Конкурсная программа с элементами рассуждения «Ведь это искусство – быть красивым везде и во всём».
7.Заседание семейной гостиной "В детской улыбке - образ прекрасной семьи"