Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Игры и упражнения, направленные на развитие речи дошкольников

Дата: 2 ноября 2021 в 22:06, Обновлено 2 ноября 2021 в 22:27
Автор: Копать И. В.

Игры для развития речи

Все родители с нетерпением ждут, когда же малыш произнесет свое первое слово? Сколько радости и восторга мы испытываем, когда слышим первый произнесенный слог «ба» или «ма».

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение на становление речи функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.

В дальнейшем особую роль в развитии функций руки имеют игры. Давайте рассмотрим некоторые виды игр, которые помогут в развитии речи малыша и не только речи!

Пальчиковые театры

Пальчиковые театры развивают сенсомоторику. На руке малыша с легкостью разместятся все герои театра, которыми он сможет манипулировать. Кроме того, во время игры вы можете познакомить ребенка со сказкой, героями которой могут являться фигурки из пальчикового театра. При этом вы сможете эмоционально передавать голосом интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь - басом и т.п.)

В раннем возрасте, когда малыш еще не научился говорить, он может звукоподражать героям сказки — развитие артикулярного аппарата ("ква-ква", "пи-пи") или изображать мимикой и жестами ("медведь ходит, переваливаясь", "зайка прыгает" и т.п.). 2-3 летние дети очень любят игру "доскажи словечко". Рассказывая сказку,, делайте паузы, не договаривайте предложение до конца, давая ребенку возможность "вставить" словечко. Поиграйте в игру "найди ошибку", сознательно допустив неточность в рассказе (поменяйте последовательность героев, перепутайте их имена и т.п.) Эти игры способствуют развитию памяти, внимательности и речи малыша.

Постепенно давайте ребенку роль одного из героев, попросив не забывать о характерных особенностях персонажа (голос, движение). Развивайте у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.

Освоив все роли сказки, поиграйте в кукольный театр. Создайте соответствующую атмосферу: сделайте ширму, смастерите домик и усадите игрушки в "зрительный зал". Для начала выступите в роли рассказчика, при этом ребенок может просто следить за сюжетом и управлять фигурками. Затем попросите его- рассказать сказку самостоятельно, выступив терпеливым зрителем. Подобные домашние представления способствуют развитию речи, внимательности, а также уверенности в себе, ощущению успеха и развитию личности ребенка в целом.

От сюжетно ролевой игры постепенно переходите к режиссерской. Фантазируйте вместе с малышом, придумывайте новые истории, поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. При этом развивается воображение, речь становится более образной и выразительной. Пусть 4-летний малыш придумает простой сюжет. Чем больше героев использует ребенок, тем выше уровень его воображения.

Шнуровки

Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на ее развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов, кроме того, напрямую влияет на способность ребенка учиться - чем "умнее" руки, тем умнее и малыш Пока ребенок маленький, шнуровка станет отличным тренажером для освоения навыков шнуровки, поможет развить моторику, глазомер, усидчивость.

Игра способствует развитию сенсомоторной координации, гибкости кисти и раскованности движений и, как любое упражнение на мелкую моторику, активизирует развитие речи, формирует познавательный интерес, любознательность.

Пластилин и паста для лепки!

Кроме того, что лепка развивает у ребенка моторику рук, она развивает еще и цветовое восприятие, воображение, фантазию, творческие способности. Сейчас существуют безопасные виды пластилина и пасты для лепки. Они сделаны на растительной основе, без вредных добавок. Они очень мягкие, пластичные, не пачкают рук». Если Ваш юный ваятель украсил мебель, ковёр, собственную шевелюру, пластилин легко отделяется от ворса и волос не оставляя жирных пятен. А остатки легко смываются теплой водой.

Научите ребенка отщипывать маленькие кусочки пластилина и налеплять их на доску для лепки или картон, научите катать шарики и колбаски, делать из них лепешки и колечки. Можно сделать угощения для любимой игрушки: шарики -ягодки, лепешки - печенье и т. п. Сделайте из пластилина шляпки на пальчики малыша. Такая игра наверняка ему понравится. Малыш с удовольствием будет раскатывать пластилин скалочкой, резать пластмассовыми ножичками и делать фигурки с помощью формочек, экструдера и фигурных шприцев. С детьми постарше можно лепить простые фигурки: гриб, змейку, Колобка... В этом вам помогут книги по лепке.Старайтесь делать игру – занятием, а любое занятие превращать в увлекательную игру. Хвалите малыша за любое достижение.

Стучалки и пирамидки

Младший дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития сенсорных способностей. Игры-стучалки и игры-проталкиватели станут прекрасными пособиями для первого знакомства с основными цветами, помогут развить и улучшить координацию движений.

Благодаря игре с пирамидкой, чьи кольца окрашены в цвета радуги, развивается представление о цвете, размере, улучшается координация движений. Во время игры развиваются крупная моторика рук, ловкость, стимулируются центры, отвечающие за развитие речи, развиваются зрительное и слуховое восприятие, внимательность и аккуратность, прививаются первые навыки труда.

Кубики

Кубики «сложи рисунок» - любимая практически всеми малышами игра. Во время игры развиваются ещё и наглядно-образное мышление. Умение работать по образцу, зрительная память, внимание, логика.

Если на кубиках изображены ягоды и фрукты, вы можете познакомить малыша с их названиями, рассказать, где они растут и что из них можно приготовить. Тем самым вы добавляете в активный словарь ребенка новые слова и понятия.

На дно коробочки можно положить рисунок-образец с изображением фрукта, а потом попросить ребенка найти нужную часть кубика и вложить в коробочку. В результате сборки из кубиков выходит рисунок, а Ваш малыш знакомиться с понятиями « часть и целое», учится работать по образцу.

Далее, можно попросить ребенка сложить рисунок без использования картинки образца - здесь работают зрительное внимание, память. Собирая рисунок, комментируйте действия ребёнка: поставили кубик верхний правый, теперь нижний левый - развивая умение ориентироваться в пространстве.

Ум ребенка - в пальчиках

Ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить    и   даже                пробовать   на    вкус!  Если взрослые                поддерживают    это  стремление,   предлагая                малышу               различные                     игрушки       мягкие,  

твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для           исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки.                Для детишек до года достаточно предлагать предметы и игрушки с различной поверхностью, листы бумаги, которые можно рвать и мять, мягкие игрушки. Для малышей после 1 года очень полезны специальные пальчиковые краски (ребенок опускает в краску руку или пальчик и «рисует» на большом листе бумаги), пластилин (под присмотром взрослого) – его можно пока просто мять и разрывать на кусочки. Чем старше ребёнок тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. После 2-х лет предложите ребенку игры с пуговицами. Их можно пришить на кусок ткани, получится коврик - тренажер для ножек, по которому можно ходить; или сделать забавные застежки. Детям             нравится просто перекладывать пуговицы, распределять их по величине, цвету, раскладывать в коробочки.

Очень полезны пальчиковые игры - потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Освоение ножниц - тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3-х лет можно предложить ребенку что-нибудь резать (бумагу' резать проще, ткань, нитки — сложнее). После 3-х лет обязательно приобретите ребенку мозаику (сначала самую крупную), пазлы для малышей (большие кусочки); интересны вкладыши типа Монтессори, нанизывание крупных бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой). Все эти игры приносят детям радость и развивают ручки, а через них - мышление, речь, внимание и т.д.

ИГРЫ          ДЛЯ ЯЗЫЧКА

(тренировка артикуляционного аппарата с полутора лет)

Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом. На лугу паслась корова - «Му-у-у, му-у-у».

Полосатый шмель летел - «З-з-з, з-з-з. Летний ветерок поду л - «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».

Колокольчик зазвенел - «Динь, динь, динь». Стрекотал в траве кузнечик - «Тр-р-р, тц-с-с». Еж колючий пробегал - «Пх-пх-пх».

Птичка маленькая пела «Тиль-ль, тиль-ль».

И       сердитый     жук    жужжал      «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».

Малыш может сначала слушать, потом попытается повторять, не добивайтесь сразу точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развивается постепенно и индивидуально.

ЗАРЯДКА         ДЛЯ ЯЗЫЧК

(тренировка         артикуляционного         аппарата     с        полутора    лет)

Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.

Погулять    язык собрался:

(открыть рот)

Он     умылся,

(кончиком   языка          быстро       провести    по                    верхним       зубам)

Причесался.

(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,

(провести   языком        по      губам - «облизнуться»)

Вправо,       влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону) Вниз упал, наверх полез,

(опустить язык вниз   и        поднять      вверх)

Раз и в ротике                   исчез. (спрятать язык во рту)

Не забывайте, что малыш воспринимает Ваши действия зеркально, поэтому, произнося «влево», Вам придётся повернуть язык вправо и наоборот. Можно записать текст на магнитофон, тогда Вы сможете полностью сосредоточиться на выполнении упражнения вместе с малышом. Можете придумать свою сказку про язычок с похожими движениями («сладкое варенье»; «грибок» - язык упирается в верхнее небо при этом нижняя , так растягивается уздечка языка; «толчки в стенку»- язык упирается в щеку изнутри, Вы немного давите на «шишечку», образовавшуюся на щечке снаружи).

ОТГАДАЙ,КТО К НАМ ПРИШЁЛ

(материал:              игрушки           или           картинки,                                   изображающие называемых, животных)

1.     Взрослый показывает игрушку или картинку (например, корову) и предлагает вспомнить, как она мычит. Ребёнок произносит: «Му-у». Так же и с

другими картинками     (как гудит машина, как

стучит

барабан, как пищат

мышата   и     т.д.).

2.     Взрослый        предлагает        угадать

по

звукоподражаниям,

кто   пришел      в      гости.

-   «Му-му-у» - кто это мычит?

-    «Мяу-мяу» - кто      пришел?                        - А

кто

спрятался         и

пищит       «пи-пи-пи»

-«Ко-ко-ко»   - кто        теперь?

- «Ква-ква-ква» - а это кто?

- «Ку-ку, ку-ку» - чей это голос?

-«Тик-так, тик-так» -   а   это что? И так далее.

Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка и т.д.) пищит: большая или   маленькая.

УЗНАЙ ПО ЗВУКУ

(игра на развитие внимания и звукового восприятия; материалом являются различные игрушки   и    предметы,    которыми    можно производить   характерные   звуки:   барабан, колокольчик, ложка, бумага, книга и т.д.). Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок    должен    догадаться,     что     это     за предмет   и   назвать   его,   не    поворачиваясь.Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д.. Можно за каждый правильный ответ давать ребенку звездочку или фишку. Играть можно с несколькими детьми (тогда появится элемент соревнования).

Упражнения      на      развитие     речевого     дыхания

Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «3», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Также эти упражнения помогут в профилактике заикания, «глотания» звуков и слов.

«ОДУВАНЧИК»

(материал: цветок одуванчика)

На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребёнок справляется за 3-4 раза.

«СНЕЖИНКИ»

(материал:         несколько         кусочков         каты         или                          маленькие

бумажные     снежинки,     кусочки салфеток)

Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение     повторить                                                            2-3               раза.

«БАБОЧКА ЛЕТИ»

(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки,    каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне             лица ребенка)

Задача ребёнка – дуть на    бабочек, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с    паузами, чтобы                  не                      закружилась        голова.

Игра «Целое животное». Можно играть в компании 3 – 4 человек. Ведущий дает задание: например, описать белочку. Все дети говорят по очереди по одному предложению:

  • У белочки рыжая шубка и пушистый хвост.
  • Она маленькая и юркая.
  • Белка умеет быстро прыгать с одного дерева на другое.
  • Это животное обитает в лесу.
  • Белочка любит грызть орешки.

Проигрывает тот, кто не придумает следующее предложение. В конце игры можно предложить одному из ее участников описать белку и дать задание всем – нарисовать это животное.

Игра в слова. Участники по очереди называют слова, начинающиеся с последней буквы предыдущего слова. Можно играть, называя слова на определенную тему, например на фруктовую: груша – абрикос – слива – айва

– апельсин – нектарин…

Игра «Балда» чрезвычайно полезная ученикам, пропускающим при письме в слове буквы. Один участник загадывает слово, указывая, из какой оно области (транспорт, цветы, деревья), и обозначая его первую и последнюю буквы, а общее их количество заменяется черточками. Например, слово клен будет выглядеть так: к- - н. Другой называет буквы, стараясь угадать пропущенные. Верно названная буква встает на свое место, а неверно названная – превращается в буквы слова балда. Игра прекращается, когда слово угадано, а также в том случае, если составлено слово балда.

Обязательным условием развития речи школьника является чтение художественной литературы. Если ребенок читает еще плохо, читайте ему сами, контролируя, чтобы он водил пальцем по строчкам, следя за вашим чтением. При этом обращайте внимание на трудные, непонятные слова и выражения, объясняйте их смысл.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.